Вверх страницы

Вниз страницы

Дневники монстролога

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дневники монстролога » БИБЛИОТЕКА » Разные темы


Разные темы

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Обо всем понемногу. Ниже будет навигация.

Риелтор
Структура американского медицинского образования

0

2

Чем принципиально отличаются подходы государств,зарубежных коллег-риэлторов к регулированию рынка недвижимости и рынка риэлторских услуг? Кто больше выигрывает при этом? В эксклюзивном интервью для "Domik.net", записанном в рамках проведения всеукраинского Интернет-форума (wwwforum.asnu.net, 15 сентября - 22 октября), об этом рассказывает управляющий партнер киевской компании "Паркер&Oболенский", представитель Национальной ассоциации риэлторов США в Украине, ведущий эксперт-оценщик Украинского общества оценщиков Артур ОГАНЕСЯН.

- Артур Павлович, по вашей информации, кто обычно проявляет инициативу в создании законодательства относительно риэлторской деятельности в зарубежных странах? Каковы основные предпосылки его принятия?
- Все зависит от традиций в той или иной стране и этапов риэлторского движения. Если говорить о США, то почти все изменения в законодательстве в течение последних десятилетий инициируют сами риэлторы. Именно они переживают за состояние своей среды, за качество услуг, за максимальное удовлетворение потребителей в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Кстати, именно в нынешнем году американцы отмечают столетие с момента создания Национальной ассоциации риэлторов США - NAR.
А вот странах, где риэлторский рынок не так развит, инициация законодательных изменений может исходить и от государства. Оно таким образом реагирует на запросы своих граждан - потребителей услуг. Часто в этом проявляется реальная забота о том, чтобы оградить их от большого количества некачественных услуг, но иногда эти законы носят больше дискриминационный и популистский характер.

- Что, на ваш взгляд, важно в опыте США, применялся ли он в других местах - скажем, в Европе? Или здесь свои подходы?
- Опыт США успешно применяют на двух американских континентах. В Европе все же есть свои традиции риэлторского бизнеса. Поэтому бывает так, что даже два соседних государства по-разному регулируют риэлторский рынок. Для меня всегда интересен показатель: есть ли в данной стране государственное лицензирование риэлторской деятельности или оно отсутствует. Когда государство не регулирует рынок риэлторских услуг, то мы можем говорить о двух вещах: или там саморегулирование, которое взяли на себя общественные организации, или там вообще отсутствует регулирование этой деятельности как таковой.
К примеру, в Голландии, эта деятельность не лицензируется государством. Здесь у риэлторов хорошо отработанные технологии по оказанию услуг, есть стандарты практики, которые признают и принимают все риэлторы страны. Главное - у них функционируют мультилистинговые системы (МЛС). Это - информационная база данных (своего рода Domik.net), где находится информация обо всех продаваемых объектах. О такой системе у нас говорят и мечтают, но, к сожалению, ее пока у нас нет. Голландский объект недвижимости может быть выставлен только в том случае, если агент, риэлтор представляет его эксклюзивно - то есть, если он заключил с собственником договор. И никто, кроме него, не имеет права его продавать. В этом весь смысл МЛС. Значит, есть персональная ответственность риэлтора за качество той информации, которая попадает в базу данных, а также за ее, так сказать, актуализацию. Если объект продан, то информация о нем должна быть из базы удалена. Если изменилась цена, то она в течение дня (!) тоже должна быть изменена. А если этого не произошло, то ответственный за нее риэлтор может быть наказан - вплоть до лишения права пользоваться МЛС. В такой ситуации он, по сути, теряет свой инструмент и работать на рынке не может. Потому в Голландии риэлторы строго придерживаются своих стандартов. Лишение права пользования МЛС - это потеря эффективности работы на уровне 80%. Вот так!

- Как же признана профессия риэлтора за рубежом?
- Обратимся вновь к американскому опыту. Влияние NAR на рынок недвижимости колоссальное. Такого авторитета этой организации, как я наблюдал там, не пришлось видеть ни в одной другой стране. Достаточно сказать, что Национальная ассоциация риэлторов США объединяет сегодня 1 млн. 300 тыс. человек! Это самая большая профессиональная общественная организация. Можно представить себе и ее бюджет, и лоббистские возможности. Не могу сказать, что перед ней заискивают, но с ней ищут общий язык. Ведущие политики приезжают на встречу с лидерами NAR. Один раз в год в Вашингтоне проходит заседание актива этой организации, и, как правило, его посещает президент США.
В прошлом году конгресс NAR проходил в Новом Орлеане, и выступать туда приехали два экс-президента США - Джордж Буш-старший и Билл Клинтон. Мне довелось побывать на этом конгрессе и скажу, что это очень впечатляет. Они сказали: вы - двигатели прогресса, именно от вашей деятельности реализуется американская мечта, чтобы каждый человек имел дом, чтобы экономика развивалась. Потому что каждый вложенный в развитие недвижимости доллар дает 4 доллара еще в смежных отраслях: развивается производство стройматериалов, мебели, бытовой техники. Поэтому там риэлтор признан, это приоритетная профессия, она нужна государству.

- Что нужно знать, чтобы стать риэлтором за рубежом и кто может им быть?
- Вопросам образования риэлторов, повышения их квалификации уделяется много внимания. Но в большинстве стран нет требования специального высшего образования. Считается, что это практическая профессия, тут много давать теории не стоит. Потому и организация высшего риэлторского образования встречается редко. К примеру, есть в Литве - в Вильнюсском университете, где действует кафедра риэлтерского бизнеса.
В Америке нет высшего риэлторского образования. Там есть только университеты, где организованы риэлторские курсы. И все же это не высшее образование. Законодательство США не требует какого-то свидетельства о специальном образовании. Можно иметь образование колледжа, прослушать курсы, сдать тесты. Через каждые два года обязательно необходимо повторять прохождение курсов и таким образом подтверждать квалификацию.
В большинстве стран риэлтором может быть любой совершеннолетний гражданин, независимо от наличия образования или предшествовавшего рода деятельности. У человека может быть медицинское образование, но он должен пройти годичные курсы и стажировку в риэлторской компании.
Наличие высшего образования, насколько мне известно, требуется от риэлторов во Франции.

Стоит заметить, что средний возраст, скажем, американских риэлторов - за пятьдесят лет. Это интересный факт. Ведь, если вдуматься, то риэлтор там - психолог, человек, который глубже знает жизнь, которому можно доверить серьезные операции с недвижимостью. Потому это одна из, так сказать, семейных профессий - как врач, няня. Есть у них и специальное ее определение - специалист по активам. Случается, что этот специалист ведет дела одной семьи от деда или бабушки…
В Соединенных Штатах вообще главная функция риэлтора - это психологическая поддержка и профессиональное отстаивание интересов заказчика. Ему необходимо понять нужды, вместе с клиентом определить лучшее решение его проблемы на рынке. В этом - совершенно другая философия профессии риэлтора. И для этого необходим зрелый, мудрый возраст человека.

- Если риэлтор так уважаем и в профессиональном сообществе большинство зрелых, серьезных лиц, то можно ли предположить, что этим людям доверены все вопросы относительно регулирования - сертификация, лицензирование, обучение и т.д.?
- Профессия риэлтора там весьма уважаема, но именно поэтому, считают там, ее желательно… как-то контролировать.

- Как же так? И что значит - контролировать?
- Да, высокий авторитет американской NAR позволяет ей быть в некотором понимании законодательной структурой, которая определят стандарты и кодекс этики, каждый год утверждая новый его вариант. В ее компетенции обучение, стандарты, информационная поддержка, лоббистские мероприятия. Но одну процедуру она оставила за государством: лицензирование риэлторской деятельности. Ни под каким соусом NAR никогда не брала на себя эту функцию и ответственность.
Сами американские риэлторы считают, что государство всегда будет более объективно и сможет стоять над корпоративным эгоизмом. Еще один аспект, о котором мне сообщили американские коллеги: если бы они оставили за собой право выдачи и отзыва лицензий, им бы просто пришлось погрязнуть в судах - ведь многие считали бы себя ущемленными, видели бы в определенных решениях коллег проявление недобросовестной конкуренции.
И в той же Голландии, по словам президента ее национальной ассоциации риэлторов, сами специалисты видят главную задачу в том, чтобы внедрить государственную систему контроля за своей деятельностью.

- Предусматривается ли сертификация риэлторов за рубежом? И как организован этот процесс?
- Если мы говорим о сертификации по закону, то я бы это определение заменил на понятие лицензирования. Если мы говорим о добровольной сертификации, то она осуществляется, как правило, по решению общественной организации. Необходимо разделять эти понятия. Если сертификация добровольная, то она - только для членов данной общественной организации, авторитет которой обеспечен определенным имиджем. А когда речь идет об ответственности по закону, то мы говорим о государственном лицензировании, которым дается доступ к профессии.

- На сегодня законодательного регулирования риэлторской деятельности, насколько мне известно, нет в Великой Британии, Голландии и Германии.
- Об отношении к этому самих голландских риэлторов я уже упомянул. Буквально на днях во время встречи с коллегой из Лондона, руководителем крупнейшего и авторитетнейшего агентства недвижимости Великобритании, я узнал, что в последнее время правительство этой страны предприняло ряд решительных шагов для упорядочивания риэлторской деятельности. Коллега не скрывал своего удовлетворения этим, потому что искренне переживает за отношение своих соотечественников к этой профессии и за качество риэлторской услуги, которое далеко от американских стандартов.

Хотя в Германии очень сильно развита судебная система и прецедентное право. Здесь настолько суров закон о защите прав потребителей, что при малейшем недовольстве действиями риэлтора клиент имеет право не заплатить ему. И немецкие риэлторы очень слабо защищены. Для них остается важной проблемой - отстоять свои комиссионные. Клиенты часто комиссионных им не платят. В разговоре со мной немецкие коллеги признались, что виноваты в этом сами - в середине 70-х не смогли объединить свои усилия по законодательному регулированию риэлторской деятельности и обеспечению своих прав.

- За что могут лишить риэлтора сертификата или лицензии?
- Во многих странах принято, что если риэлтор знал о недостатке объекта недвижимости и скрыл информацию об этом, то при поступлении жалобы клиента риэлтора могут лишить права заниматься этой профессией. Это одно из наиболее часто обжалуемых действий. Если клиент докажет, что риэлтор знал о том, что, скажем, в данном доме весной подтопляется подвал, но скрыл это, продал объект и заработал деньги, значит, он будет отвечать.
Не случайно риэлторы сами инициировали создание такой структуры, как home inspection - инспекция домов. Теперь каждый риэлтор считает правильным за небольшую сумму денег приглашать специалистов по домам - техников, инженеров, которые полностью осматривают весь дом и делают соответствующие заключения. После этого риэлтор спокойно говорит, что он не отвечает за состояние продаваемого дома. Есть заключение, и за всю информацию относительно объекта отвечает выдавший его специалист.
Такой же подход и к операциям юридического характера. Риэлтор сразу заявляет: я не юрист, чтобы отвечать за чистоту документов, у меня нет адвокатского права подавать запросы. Потому, когда дело подходит к завершению сделки, покупатель обращается к своему адвокату, чтобы тот проверил документы. Скажем, в Америке ни один риэлтор этим не занимается - и не хочет, и не имеет права!

- А в тех случаях, если риэлтор все-таки ошибся, но относительно него еще не наступает необходимость лишения его права заниматься своей деятельностью?
- По моим наблюдениям, если имел место случай явного нарушения договорных обязательств, а не этические проблемы, зарубежные коллеги тут же отдавали дело на рассмотрение органам, охраняющим гражданское законодательство. Если человек что-то нарушил, дело подается в суд. В виде наказания - штраф или условная мера пресечения.
Смысл применения кодекса этики - это ответственность во всех тех случаях, которые невозможно регулировать гражданским законодательством.

Довольно часто комиссии по риэлторской деятельности рассматривают жалобы клиентов, которым показалось, что агент недостаточно добросовестно отстоял его интересы в сделке, есть сомнение, что он подыгрывал второй стороне. Смотрите, как это диссонирует с отечественной практикой: в "Азбуке владельца недвижимости", выпущенного огромным тиражом, дается совет обращать внимание на то, чтобы риэлтор не отстаивал конкретные интересы одной стороны сделки. "Пристрастность, написано там, - признак непрофессионализма". А ведь именно умению защищать интересы своего клиента освящена подавляющая часть всего курса обучения риэлтора в США…

- В чем суть зарубежных подходов к вопросу об оплате работы риэлторов? Есть ли четко установленные тарифы?
- У риэлторов Америки и Европы есть очень важное умение делиться своими комиссионными, приглашать к сотрудничеству и кооперироваться друг с другом в интересах своего клиента, взаимное доверие между ними.
Необходимо осознать, что риэлторский бизнес по своей сути - предпринимательский. Основная задача риэлтора во всем мире - не помочь купить, а помочь клиенту выгодно продать его объект. И система оплаты профессионального риэлтора в процентах от конечной стоимости объекта естественным образом стимулирует его оказывать именно такую услугу. Именно поэтому, скажем, у американских, голландских риэлторов выработалась практика, когда коллега, обслуживавший продавца объекта, делится половиной комиссионных с риэлтором, представлявшим покупателя. Таким образом от покупателя не требуются дополнительные неоправданные затраты на оплату услуг риэлтора, чем его и стимулируют покупать недвижимость. Но участие коллеги тоже должно быть возмещено - частью комиссионных, оплаченных удовлетворенным продавцом, который и получил прибыль по договору купли-продажи.
В этом моменте - проявление отличительной философии риэлторского бизнеса на Западе: важнее всего удовлетворить клиента, получающего доход. Конечно, при этом надо понимать, что состояние рынка недвижимости в большинстве развитых стран другое, чем у нас. Потенциал его участников, инфраструктура этого рынка по уровню намного выше. Но опыт работы зарубежных коллег весьма важен и вполне приемлем и для наших условий.
- Спасибо.

Беседовал Тарас Колиснык

0

3

Структура американского медицинского образования

Доктор Владимир Богин получил медицинское образование в Москве. После окончания института и непродолжительного обучения в ординатуре он уехал в США, где, сдав медицинские экзамены, подтверждающие врачебный диплом, поступил в резидентуру по терапии Рочестерского университета (University of Rochester). По окончании обучения ему было предложено остаться в Рочестерском университете еще на один год в качестве главного медицинского резидента (Chief medical resident). В этот год в его обязанности входили академическая подготовка резидентов и координация административной работы резидентуры. В настоящее время доктор Богин работает врачом-терапевтом в частном госпитале США.

Газета «Новости медицины и фармации»
8(321) 2010 / Медицинское образование

В Америке нет более сложного, изнуряющего и продолжительного по времени пути получения высшего образования, чем путь к получению звания врача. Не случайно врачей в Америке называют вечными студентами. От начала обучения до возможности самостоятельно практиковать обычно проходит от 11 до 15 лет.

Для того чтобы начать этот сложный путь, необходимо закончить среднюю школу. Сами американцы признают, что уровень среднего образования у них не очень высок. Поэтому школьники, мечтающие в будущем стать врачами, должны максимально мобилизоваться в старших классах средней школы, для того чтобы попасть в колледжи с хорошей репутацией и высоким уровнем подготовки.

Одним из основных условий достижения этой цели является сдача письменного экзамена, который называется Scholastic Aptitude Test, или SAT. Этот экзамен представляет собой тест на проверку математической сообразительности и знания английского языка. Сдать этот экзамен необходимо очень хорошо. Иначе шансы на поступление в престижный колледж значительно уменьшаются.

В последнее время в Америке наметилась тенденция к менее жесткой селекции. Некоторые достаточно престижные колледжи перестали требовать обязательной сдачи SAT и зачисляют абитуриентов на основании оценок, содержащихся в аттестате о среднем образовании. Но на данном этапе такой порядок зачисления в престижные колледжи скорее исключение, чем правило.

На получение образования в колледже в среднем уходит четыре года. При желании это время можно сократить до трех лет или растянуть на неопределенный срок — все зависит от количества предметов, которые учащийся выбирает в каждом семестре. В отличие от тех стран, где все студенты обучаются по единому учебному плану, в Америке можно выбрать не только количество предметов, но и сами предметы.

Таким образом, студенты одного и того же колледжа могут выбрать совершенно различную специализацию. Те из них, которые в дальнейшем планируют поступление в медицинские школы, должны выбрать предметы с объединенным названием Premed. Это набор курсов с уклоном на биологию, химию, физику и социологию. Наличие этих предметов в дипломе по окончании колледжа является пререквизитом для поступления в медицинскую школу.

На последнем году обучения в колледже студенты, желающие поступать в медицинские школы, должны сдать еще один тест. Тест называется Medical College Admission Test, или сокращенно МСАТ. Тест этот сложный, и для его сдачи необходимы хорошие знания вышеуказанных дисциплин.

Для того чтобы поступить в престижную медицинскую школу, получения высоких баллов при сдаче МСАТ недостаточно. Необходимо также иметь рекомендательные письма, написать достойное сочинение на тему «Почему я хочу стать доктором» и пройти сложное собеседование.

Многие студенты колледжей во время обучения берут годовой академический отпуск. Такой отпуск нужен для того, чтобы заняться научной деятельностью. Занятия наукой, особенно если они увенчались публикацией в научном журнале, безусловно, увеличивают шансы абитуриента при поступлении в медицинскую школу.

Обучение в медицинской школе длится четыре года. Здесь также возможны вариации, но за меньший срок закончить обучение практически невозможно. График обучения в медицинской школе гораздо жестче, чем в колледже, но, как и в колледже, у студентов медицинских школ имеется возможность выбрать то или иное количество предметов в каждом семестре. Все зависит от того, как скоро они хотят закончить обучение.

Первые два года обучения в медицинской школе проходят в познавании фундаментальных дисциплин. Общение с больными в это время у студентов крайне ограничено. В течение двух лет в различных сочетаниях студенты проходят следующие дисциплины:
— анатомия, нейроанатомия, фармакология, биохимия, основы психиатрии, физиология, гистология;
— патология;
— эмбриология.

Такая система обучения, которая по своей структуре нам близка и понятна, в последнее время стала подвергаться определенной критике. Многие прогрессивные и серьезные медицинские школы, включая даже медицинскую школу Гарварда, перешли к новой системе, которая называется Double helix, что в переводе означает «Двойная спираль». Эта система обучения построена по принципу слияния теории и практики, когда студенты с первого курса начинают погружаться в клиническую медицину, одновременно изучая указанные выше фундаментальные дисциплины.

По окончании второго года обучения в медицинской школе все студенты должны сдать первую часть (Step 1) экзамена United States Medial Licensing Examination, или сокращенно USMLE, что в переводе означает «Медицинский лицензионный экзамен США».

Третий и четвертый курсы медицинской школы полностью посвящены изучению клинической медицины. Студенты прикрепляются к команде врачей-резидентов, с которыми они ведут больных и посещают учебные клинические конференции. В то же время студенты находятся под кураторством врачей-инструкторов, которые помогают им с разбором клинических сценариев, обследованием больных и т.д.

При прохождении такой практики в большинстве медицинских школ распространена система ротационного обучения (Rotations), когда студенты могут выбрать последовательность изучения медицинских дисциплин. Основную часть времени они проводят в отделениях терапии, хирургии и гинекологии. Одновременно имеется возможность выбрать и ряд других дисциплин (Subspecialties), таких как дерматология, нефрология, неврология и т.д. Хотя такая система может показаться фривольной и дезорганизованной, американские студенты получают очень серьезную и всестороннюю подготовку.

Каждый курс или предмет, изучаемый студентами как в госпитальных, так и в амбулаторных условиях, завершается письменной оценкой их деятельности со стороны врачей-резидентов и врачей-инструкторов. Такие оценки важны для студентов и очень влияют на их дальнейшую судьбу. Они становятся рейтингом студента по отношению к сокурсникам. Эти же оценки служат основой для тех рекомендательных писем, которые декан медицинской школы пишет на каждого из студентов в начале четвертого года обучения. В дальнейшем эти письма направляются в резидентские программы (постдипломное образование) и являются одним из важнейших факторов при рассмотрении кандидатуры студента для поступления в резидентуру.

В конце четвертого года обучения все студенты сдают вторую часть (Step 2) медицинского экзамена USMLE. Этот экзамен посвящен проверке клинических знаний.

После завершения обучения в медицинской школе студентам присваивается звание доктора медицины. Однако наличие диплома отнюдь не дает права самостоятельно практиковать, и все выпускники медицинских школ обязаны пройти постдипломную подготовку. В Америке такая подготовка называется резидентурой (Residency).

Резидентура в чем-то похожа на клиническую ординатуру, однако в подходах к обучению существуют заметные различия. Так, резидентура имеет строгую структуру и график, где четко расписано количество часов, проводимых резидентом в госпитале, в амбулаторных условиях, а также количество лекций и семинаров.

Отличается и продолжительность обучения. В зависимости от специальности оно длится от 3 (терапия) до 5 (хирургия) лет. По окончании резидентуры врач получает общее образование по специальностям «хирургия», «терапия», «гинекология» и некоторым другим.

Именно резиденты являются основной рабочей силой во многих американских больницах. Работают они в среднем не менее двенадцати часов в день при шести­дневной рабочей неделе. Девяносточасовая рабочая неделя для резидентов — явление достаточно привычное. При этом годовая зарплата в годы постдипломной подготовки редко превышает 40 тысяч долларов, что приблизительно в три раза ниже зарплаты практикующего врача.

Первый год резидентуры называется Internship, или интернатура. Вне зависимости от специальности это самое тяжелое время в жизни резидента. Интернами руководят все, начиная с резидентов второго года обучения и заканчивая лечащими врачами.

Практически весь год интерны проводят в госпиталях. Много времени отводится работе в отделениях реанимации и интенсивной терапии (Surgical Intensive Care Unit — SICU, Medical Intensive Care Unit — MICU и др.), в приемном отделении (Emergency room — ER), а также ночным дежурствам (Night float). Количество времени, проведенного в этих отделениях, зависит от специальности и устанавливается каждой резидентурой индивидуально.

Начиная со второго года обучения жизнь резидентов постепенно становится легче и интереснее. Они возглавляют резидентские команды, в которые входят один или два интерна и несколько студентов-медиков. Находясь в прямом контакте с лечащими врачами, они непосредственно участвуют в разработке планов обследования и лечения больных. В их обязанности также входит обучение интернов и студентов. В то же время резиденты проводят больше времени, работая с узкими специалистами. Они выбирают те дисциплины, которые им наиболее интересны, и работают в качестве помощников врачей-специалистов. Такая форма обучения называется Electives.

Каждому резиденту за время обучения необходимо сдать еще один экзамен — Step 3 USMLE. Сдавать его разрешается с первого года обучения в резидентуре. Целью этого экзамена является оценка клинических знаний резидентов. В него входят вопросы по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии и психиатрии. Так как этот экзамен сдается после зачисления в резидентуру, то полученные баллы особого значения не имеют.

По окончании резидентуры каждый врач имеет возможность сдать экзамен по специальности (Board certification). Успешная сдача такого экзамена ведет к сертификации американской ассоциацией врачей по избранной специальности. Хотя сдавать этот экзамен не обязательно, сдают его практически все. Наличие сертификата значительно повышает престижность и помогает в дальнейшем трудоустройстве.

Американские ассоциации медицинских работников обладают значительным влиянием как во врачебных кругах, так и в обществе в целом. Они активно участвуют в политике государства в области здравоохранения и держат под своим контролем большинство лицензирующих медицинских организаций Соединенных Штатов.

По окончании резидентуры американский доктор наконец получает возможность самостоятельно заниматься врачебным делом. Однако многие врачи, окончив резидентуру, специализируются по одной из узких дисциплин. Такая специализация называется Fellowship и занимает от одного до пяти лет. Так, врач-терапевт, желающий стать кардиологом, должен потратить как минимум три года на специализацию по этой дисциплине.

Обучение врачебной специальности занимает не только многие годы, но и имеет высокую стоимость. Выпускник медицинской школы, родители которого не покрыли расходы на обучение, выходит в жизнь со средним долгом в 150–250 тысяч долларов. Приступить к выплачиванию этого долга он сможет только начав самостоятельную деятельность, т.е. после окончания резидентуры.

Несмотря на вышесказанное, медицина продолжает оставаться элитарной профессией. До сих пор в медицинские школы принимают лучших учеников лучших колледжей. До сих пор родители многих девушек мечтают о зяте-враче. Врач в семье продолжает оставаться предметом особого уважения и особой гордости.

Такое уважение к врачам в обществе обусловлено не только их высоким доходом, но и трудолюбием, целеустремленностью, которые они демонстрируют на всех этапах своей профессиональной карьеры. И хотя многие врачи жалуются на снижающийся престиж специальности, они, без сомнения, не перестают оставаться элитой американского общества.

Недавно проведенный опрос среди студентов колледжей показал, что те из них, для кого особенно важны высокие заработки, отнюдь не ставят медицину на первое место. Значительно больший интерес у них вызывают такие специальности, как экономика, юриспруденция и информационные технологии.

http://novosti.mif-ua.com/frmtext/NMIF/____________________________2010____________________________/NMiF-8-2010/06_med_obr/med_obr_1_1.jpg

Однако ситуация не так уж печальна. Несмотря на длительный срок обучения и высокую стоимость медицинского образования, врачи Америки относятся к высокооплачиваемой категории людей. Заработки варьируют в зависимости от специальности и места работы, но они сходны своей «шестизначностью», т.е. превышают сто тысяч долларов в год.

Схематически весь путь получения медицинского образования с момента окончания средней школы до начала самостоятельной врачебной деятельности представлен на рис. 1.

Из книги В. Богина «Как стать врачом в Америке» 

0

4

Высшее образование в США
Почему американцы учатся в колледже?
Выбор колледжа или университета
Тенденции в специализации обучения
Традиции в образовании
Колледжи Нового Света
Демократия и образование
Девятнадцатый век
Образование для всех
Будущее высшего образования

Уже сам факт поступления в один из наиболее престижных университетов США означает для выпускника средней школы определённый успех. Из трёх миллионов человек, которые ежегодно оканчивают среднюю школу, примерно миллион продолжает учиться, чтобы получить высшее образование. Колледж ведущего университета может получить заявления от двух процентов выпускников средней школы, а удовлетворяет только одну заявку из десяти. Удачливых абитуриентов обычно отбирают по следующим признакам:

оценки в школьном аттестате;
рекомендации, данные школьными учителями;
впечатление, которое абитуриент производит во время вступительных собеседований в университете;
результат тестов (САТ), определяющих пригодность к учёбе и научной работе.
Система высшего образования в Соединённых Штатах сложная. Она включает четыре категории учебных заведений: университеты, в которые входят:

несколько колледжей (факультетов) для студентов, желающих получить степень бакалавра (срок обучения - 4 года);
аспирантура для тех, кто собирается продолжать образование после получения степени бакалавра, чтобы затем получить степень магистра или доктора наук;
четырёхгодичные учебные заведения - колледжи - которые по большей части не входят в состав университетов; технические учебные заведения, где выпускники средней школы могут прослушать курсы сроком от полугода до четырёх лет и приобрести самые разнообразные профессии - от парикмахерского дела до бухгалтерского учёта и компьютерного программирования купить книги по языкам программирования; двухгодичные муниципальные колледжи, после которых учащиеся могут либо начать работать в какой-либо области, либо поступить в четырёхгодичный колледж.

Все эти учебные заведения любой категории могут быть либо государственными, либо частными, в зависимости от источника финансирования. Между государственными и частными учебными заведениями нет чёткого и непременного различия с точки зрения качества получаемого там образования. Однако это не означает, что все учебные заведения одинаково престижны или что между ними нет существенных различий.

Некоторые университеты и колледжи постепенно приобрели хорошую репутацию за счёт высоких требований и отличного качества обучения. Другие же учебные заведения, наоборот, известны как «фабрики дипломов», где студенты посещают занятия, сдают экзамены и по окончании становятся компетентными, но не выдающимися исследователями и специалистами. Уровень престижа учебного заведения зависит от качества преподавательского состава, уровня исследовательских возможностей, средств, выделяемых на библиотеки, специальные программы и т.д., а также компетентности и числа абитуриентов, т.е., другими словами, от того, насколько избирательным может себе позволить быть учебное заведение в отборе студентов. Все эти факторы взаимосвязаны.

В Соединённых Штатах принято считать, что далеко не безразлично, какое учебное заведение следует заканчивать. Обычно - хотя и не всегда - в более престижных учебных заведениях обучение стоит дороже, а диплом более престижного учебного заведения даёт явные преимущества при выборе работы и большую социальную подвижность в обществе. Именно стремление попасть в такое престижное учебное заведение и заставляет миллион выпускников средних школ ежегодно проходить тесты САТ. Но в последнее время весомость вступительных экзаменов подвергается в США широкой критике, потому что на этих экзаменах проверяются только знания по математике и английскому языку и совершенно оставляются без внимания другие навыки и знания, которыми могут обладать абитуриенты. В защиту экзаменов как критерия для поступления в высшие учебные заведения администрация многих университетов приводит доводы, что тесты САТ дают надёжную возможность выбора в тех случаях, когда на каждое место есть десять-двенадцать кандидатов.

Почему американцы учатся в колледже?
По процентному количеству юношей и девушек, получающих высшее образование, Соединённые Штаты находятся впереди всех индустриально развитых стран. Почему это так? Что заставляет семью со средним достатком, имеющую двоих детей, брать займы до 120000 долларов, только чтобы дети могли в течение четырёх лет учиться в частном университете? Почему в низкооплачиваемой семье оба родителя берут дополнительные работы, чтобы обеспечить своим троим детям учёбу в университете штата, где год обучения стоит 4000 долларов? Почему сорокалетняя женщина бросает работу и тратит все свои сбережения, чтобы поступить в колледж и получить образование, которое ей не удалось получить в молодости?

Американцы придают высшему образованию большое значение. Такое отношение восходит к самым старым политическим традициям страны. В Соединённых Штатах всегда полагали, что образование необходимо для сохранения демократического правительства. Считается, что образование готовит человека к полноценному и осознанному участию в политической жизни, включая голосование.

До Второй мировой войны двенадцатиклассное школьное образование, по-видимому, вполне удовлетворяло нужды большинства людей; но сразу после войны у американцев возникло множество новых вопросов: как должна использоваться ядерная энергия? Следует ли позволять ученым экспериментировать с расщеплением генов? Нужно ли тратить деньги на то, чтобы посылать в космос корабли с космонавтами, или эти деньги лучше использовать на помощь другим странам? Американцы редко непосредственным голосованием выражают своё мнение о таких сложных и серьёзных вещах, но представители, которых они избирают, действительно решают эти вопросы. В результате за последние годы многие американцы стали считать высшее образование, даваемое колледжем, необходимым для того, чтобы быть информированными избирателями своей страны.

Однако помимо таких идеалистических соображений многие американцы имеют и другие - они считают, что с получением образования связана возможность достижения хорошего или более высокого дохода. Для некоторых профессий - юриспруденции, медицины, педагогики, инженерных специальностей - образование, даваемое колледжем, является необходимым первым шагом. Для того чтобы заниматься бизнесом купить бизнес-книги, не обязательно заканчивать колледж, но многие молодые американцы считают, что наличие университетского диплома с первых шагов поможет им получить более высокую зарплату. В наше время таким первым шагом обычно является работа, связанная с обработкой информации: более 60% американцев работают учителями, программистами, секретарями, юристами, сотрудниками банков, а также в других областях, связанных с обнаружением, обменом и использованием данных. Школьный аттестат не даёт достаточной подготовки для большинства видов такой деятельности.

Выбор колледжа или университета
При выборе университета или колледжа американцам нужно узнавать не только о требованиях для поступления в учебное заведение (и о плате за учение), им приходится также думать и о многом другом. Им необходимо знать следующее:

Какой диплом даёт колледж? Каков срок обучения? На факультетах университета обычно предлагается четырёхгодичный курс «гуманитарных наук», по окончании которого выпускник получает степень бакалавра в таких областях знания, как история, языки, философия. (Термин «гуманитарные науки» - буквально - свободные науки - происходит от латинского liberales artes, что означает «свободные» или «гуманитарные навыки и умения». Во времена римской империи это были такие навыки и умения, которые, в отличие от рабов, имел право приобрести только свободный римлянин.) Многие гуманитарные колледжи предлагают также степени бакалавра по физике, химии и другим естественным наукам. Техникумы предлагают такие предметы, как сельское хозяйство или управление производством с учебными курсами различной протяжённости. Муниципальные колледжи имеют двухгодичный срок обучения.

Американская аспирантура даёт степень магистра и степень доктора наук, как в гуманитарной, так и в технической областях. (Термин «доктор» происходит от латинского docere, что означает «учить».) Большей частью для получения степени достаточно пройти аспирантуру от двух до четырёх лет. Но если по программе аспирантуры требуется оригинальное исследование, студенту приходится проводить в университетской библиотеке или лаборатории много дополнительных месяцев и даже лет.

Какую учебную программу предлагает колледж или университет? Каковы требования, необходимые для получения диплома? В американском университете каждый факультет и каждая аспирантура имеют свою собственную учебную программу. На факультетах университета могут быть курсы, обязательные для каждого студента (например, занятия по общей истории, математике, словесности, методике исследований). Но студенты сами выбирают для себя «основные» курсы (область, в которой они хотят получить диплом) и ряд «факультативов» (курсов, которые им изучать не обязательно, но можно). По данным Национального института просвещения, который является государственным учреждением, в американских колледжах и университетах в целом предлагается более тысячи основных специальных курсов. Общее же количество факультативов в этих учебных заведениях достигает, возможно, десятков тысяч.

Обычно для того, чтобы после четырёх лет обучения в высшем учебном заведении получить диплом, студент должен получить определенное количество зачётов по пройденным курсам - «кредитов» (всего около 120). Для этого необходимо посещение лекций (или лабораторных занятий), успешное выполнение всех заданий и сдача экзаменов. Один «кредит» обычно означает, что прослушан и сдан один курс объёмом одно занятие в неделю. «Трехкредитный» курс по биологии может представлять собой два часа лекций и одно лабораторное занятие в неделю. Сам курс обычно имеет продолжительность шестнадцать недель, т.е. длится в течение одного семестра.

Какой колледж или университет выбрать - государственный (финансируемый штатом или местным самоуправлением) или частный? Если частный, то будет ли это религиозное учебное заведение? В Соединённых Штатах нет общегосударственной (федеральной) системы учебных заведений, но каждый из 50-ти штатов имеет свой собственный университет. Свои собственные университеты имеют и некоторые крупные города. (Правда, есть и государственные учебные заведения, находящиеся в ведении федерального правительства - три военных академии, которые готовят профессионалов для вооружённых сил, например, Военно-морская академия США в Аннаполисе, штат Мэриленд.)

Около 25 процентов всех высших учебных заведений США связаны с религиозными организациями. В большинстве из них могут учиться студенты различных вероисповеданий, но в некоторых из них студенты обязаны посещать богослужения. Имеются также частные колледжи, у которых нет связей с религиозными организациями. И частные, и государственные учебные заведения имеют три источника дохода: плата за обучение, которую вносят студенты, пожертвования (взносы, которые делают богатые благотворители) и государственное финансирование. В трёх десятках самых престижных колледжей и университетов фонды из накопленных пожертвований достигают очень крупных размеров: так Гарвардский, Йельский и Принстонский университеты обладают фондами более миллиарда долларов каждый. На долю государственных учебных заведений приходится больше денег налогоплательщиков, чем на долю частных.

Насколько крупным должно быть учебное заведение? В Америке есть множество небольших колледжей - в некоторых из них насчитывается менее сотни студентов. Но в более крупных университетах имеется тенденция к росту количества студентов. К середине 1980-х годов, по меньшей мере, в семи университетах число студентов превышало сто тысяч человек в каждом. (В одном из этих семи университетов, в Университете штата Нью-Йорк, насчитывается более 60 филиалов, расположенных в различных районах штата.)

Почему процветают крупные университеты? До недавнего времени на этот вопрос можно было ответить следующим образом: в них имеются самые лучшие библиотеки, и они предоставляют наилучшие условия для научной работы. Ведущих учёных привлекала работа на факультетах этих университетов, возможность доступа к очень крупному компьютеру и современным лабораториям. А студентов привлекают крупные имена. Научно-исследовательская работа по-прежнему занимает важное место в репутации американских университетов. Но за последние годы количество учёных степеней, присуждаемых в области «чистой» науки (т.е. в области естественнонаучных исследований), значительно снизилось. То же самое можно сказать и о гуманитарных науках. Студентов по-прежнему привлекают самые крупные, престижные университеты, но благодаря новым и разнообразным программам.

Тенденции в специализации обучения
Всё больше американских студентов, поступая учиться в университеты и колледжи, выбирают специальность, связанную с миром бизнеса и профессиональной карьерой. К концу 1980-81 учебного года эти тенденции наметились особенно ясно. За этот год были вручены дипломы по следующим специальностям:

Шестьдесят процентов всех дипломов бакалавра (более полумиллиона) были выданы по следующим шести областям знаний: бизнес и менеджмент, педагогика, общественные науки (например, социология), инженерные специальности, здравоохранение (например, диететика), естественные науки (например, биология). Более половины этих дипломов получили женщины.
Семьдесят пять процентов всех дипломов магистра (около 300000) были вручены в пяти из перечисленных выше областей - но в иной последовательности: педагогика, бизнес и менеджмент, управление общественно-политическим сектором, инженерные специальности, здравоохранение, общественные науки.
Семьдесят один процент всех дипломов докторов наук (около 32000) были выданы в следующих областях: педагогика, биология, общественные науки, естественные науки (например, химия), психология, инженерные науки. Из 72000 профессиональных дипломов, выданных в 1980-81 учебном году, около половины были дипломы по юриспруденции. Остальные дипломы были вручены лицам, специализирующимся в области медицины, богословия и стоматологии (именно в такой последовательности).
К началу 1980-х годов американские университеты и колледжи занимались в основном подготовкой своих студентов к тому, чтобы те научились зарабатывать на жизнь. В этом они существенно отличались от первых американских колледжей.

Традиции в образовании
Когда в XVII веке заселялись американские колонии, ставшие позднее Соединенными Штатами Америки, в мире уже существовали очень древние университеты. Каирскому университету Аль-Ажар в то время насчитывалось уже более 600 лет. В Италии уже несколько столетий существовал Университет Болоньи. Оксфорд и Кембридж в Англии и Парижский университет были основаны в XII веке.

Европейские колледжи берут своё начало от университетов. Первые колледжи появились в XV веке в Париже, вначале - как студенческие общежития. Обычно все студенты, проживающие в одном месте, изучали один и тот же курс (например, юриспруденцию, медицину или богословие). Словом «колледж» постепенно стали называть место, где изучают определённый предмет (например, юриспруденцию). И таким образом колледжи превратились в отдельные учебные заведения.

В те времена, когда началась миграция в Северную Америку, и колледжи, и университеты играли в жизни Англии важную роль. Через 25 лет после основания колонии Массачусетского залива среди её жителей было уже более ста выпускников Оксфорда, Кембриджа и Дублина. Для этих первых колонистов было совершенно естественно основать в Америке такие же учебные заведения, как те, которые были им хорошо знакомы на родине. И поскольку многие из колонистов приехали в Америку в поисках религиозных свобод, неудивительно, что первые американские колледжи готовили из молодых людей священнослужителей. С этой целью в 1636 году был открыт Гарвардский колледж; в 1693 году - колледж Уильяма и Мэри (штат Виржиния), и в 1701 году - Йельский колледж (штат Коннектикут). Ко времени завоевания колониями независимости от Великобритании в 1783 году прибавилось ещё шесть колледжей: Принстон (Нью-Джерси), Пенсильвания, Колумбия (Нью-Йорк), Браун (Род-Айленд), Ратгерс (Нью-Джерси) и Дартмут (Нью-Хэмпшир). Сегодня все они - действующие университеты с хорошей репутацией.

Колледжи Нового Света
В XVIII столетии американские колонии процветали. Люди, покинувшие Англию и другие страны бедняками, на американском берегу стали землевладельцами и торговцами. В Европе колледж рассматривали как нечто, существующее для элиты (членов состоятельного «высшего класса»), но в колониальной Америке не было жёстких классовых традиций. Поэтому те, кто мог себе это позволить, посылали своих сыновей (но не дочерей) в колониальные колледжи. Однако не все эти юноши пополняли ряды духовенства. К середине XVIII столетия только половина выпускников американских колледжей становилась священнослужителями. Другие пятьдесят процентов выбирали, как правило, карьеры юристов, врачей и бизнесменов.

Чему учили в колониальных колледжах? Как и в Европе, основными предметами были греческий и латынь купить пособия по древнегреческому и латинскому языкам, а также философия и изучение религии. Но, отвечая интересам «новых студентов» Нового света (как в то время называли Америку), в колледжах вводили также «современные» предметы. Студенты изучали и обсуждали новые политические идеи англичанина Джона Локка и француза Монтескьё. Им давали представление о географии. А в ряде американских колледжей вводились даже так называемые «практические» предметы - геология, навигация, основы сельского хозяйства, коммерции, государственного управления.

Но фундаментальные цели и методы академического обучения в XVIII веке в колониальных колледжах не изменились. Они по-прежнему следовали образцам Оксфорда и Кембриджа: сосредоточивали внимание на формировании личности студентов, на передаче им знаний предшествующих поколений. Студентам не предлагалось проводить новые исследования, стремиться добавить новые идеи к тому, что человечество уже знало. Даже после завоевания Соединёнными Штатами независимости в 1783 году эта модель высшего образования - образования для элиты - продолжала существовать в Соединенных Штатах ещё почти целое столетие.

Демократия и образование
К 1789 году, когда вступил в должность первый Президент США Джордж Вашингтон, в американском мышлении уже сформировалось несколько мощных идей. Рождение новой нации сопровождалось рядом вдохновляющих документов. Это были памфлет Томаса Пейна «Здравый смысл», Декларация Независимости, Конституция Соединённых Штатов и «Записки федералиста» (эссе, в которых обсуждалась новая Конституция). Чтение и обсуждение содержания этих документов уже само по себе было образованием. Американцы глубоко прониклись идеями демократии и соответствующей роли правительства в республике. Иногда было трудно сохранить равновесие этих двух принципов. Например, когда основатели нового государства требовали больше образования для всех граждан, американцы с восторгом приняли эту идею. Но когда Вашингтон и пять его последующих преемников предлагали открыть в столице государственный университет, Конгресс возражал. Представители народа опасались дать новому центральному правительству слишком много власти. Они пришли к выводу, что вопрос о том, каким должно быть образование, должен решаться каждым штатом и на местах самостоятельно.

Девятнадцатый век
19 век обрушился на Соединённые Штаты как шквал мощных, порывистых ветров. Если у них было общее направление, то - в сторону запада: миллионы европейцев пустились в путь через Атлантику, чтобы поселиться в новом государстве. И миллионы пришельцев присоединились к потомкам предыдущих поколений иммигрантов в их продвижении на запад через североамериканский континент. Продвигаясь в сторону Тихого океана, эти пионеры строили дома, фермы, города и колледжи. Большинство новых колледжей были небогатыми, но туда принимали почти всех, у кого было время и желание учиться. И постепенно европейская модель высшего образования для элиты треснула.

Вторая трещина появилась, когда в колледжи стали принимать женщин. Первые три женщины, получившие в Америке степень бакалавра, закончили колледж Оберлин, штат Огайо, в 1841 году. Но Оберлин, куда с 1830 года принимали всех желающих, независимо от пола и расовой принадлежности, был исключением. В первой половине XIX столетия в большинстве колледжей женщин не принимали, поскольку считалось, что у них менее развиты умственные способности. Кроме того, для женщин считалось неприличным заниматься в одном классе с мужчинами. (Даже в Оберлине женщинам не разрешалось посещать вечерние занятия, где изучалось применение телескопа для наблюдения за звёздами.) Такое отношение менялось медленно. Вассар (штат Нью-Йорк), первый колледж для женщин, был открыт только в 1865 году. За последующие 35 лет были открыты также Уэлсли, Смит (оба в штате Массачусетс) и ряд других колледжей.

В 1862 году, с принятием необычного закона - Закона о земельной собственности колледжей, - в американском образовании начались самые необычайные перемены. По этому закону федеральное правительство предоставляло штатам большие участки общественных земель под организацию и строительство высших учебных заведений, специализирующихся в области сельского хозяйства и промышленности. Штаты продали эти земли, а на вырученные деньги построили колледжи. С введением этого закона началось влияние федерального правительства на высшее образование - влияние, основанное на финансовой помощи. Это же событие послужило толчком и для другой тенденции - в этих колледжах начали проводить научные исследования, направленные на поиски новых методов научного ведения сельского хозяйства.

В 1869 году новый президент Гарвардского колледжа, Чарльз Элиот, провёл реорганизацию этого старейшего в государстве высшего учебного заведения - он преобразовал его в университет. Он повысил вступительные требования, добавил к учебной программе ряд новых курсов (в том числе и предметов по выбору) и сделал более строгими требования для получения ученой степени. Через несколько лет в Мэриленде открылся Университет Джонса Хопкинса, а ещё через десять лет - Чикагский университет (штат Иллинойс) и Стэндфордский университет (штат Калифорния). В этих новых учебных заведениях, ориентированных на проведение научных исследований, были введены программы для аспирантур (это соответствовало тому уровню образования, который к этому времени уже существовал в Европе). К началу XX столетия сложились и почти все остальные характерные особенности американского образования, которые состояли в следующем:

В ряде высших учебных заведений и аспирантур началась специализация (сосредоточение внимания только на одном направлении научных исследований). Например, для тех, кто хотел стать преподавателем, были созданы так называемые «нормальные школы».
Многие колледжи и университеты, которые ранее принадлежали религиозным организациям, стали просто частными - или даже государственными - учебными заведениями.
Большинство колледжей и университетов стали одинаково доступными как для мужчин, так и для женщин. С окончанием эпохи рабства негритянское население также получило возможность обучаться в колледжах и университетах. (Но должно было пройти ещё немало лет, чтобы исчезла сегрегация в школах - практика раздельного обучения белых и цветных.)
Однако, несмотря на эти перемены, высшее образование в Соединённых Штатах всё ещё рассматривалось как нечто, предназначенное для элиты: для самых талантливых, богатых или, по крайней мере, для тех, кто мог себе позволить не работать на время обучения в колледже или университете.

Образование для всех
В 1944 году Конгресс принял «Закон о помощи и льготах демобилизованным и военнослужащим», который вскоре получил популярное название «Солдатского Билля о правах». Согласно этому закону, служащим вооружённых сил после окончания Второй мировой войны должна была быть предоставлена финансовая помощь, в том числе и на образование.

Война закончилась через год. Предполагалось, что за финансовой помощью для получения образования обратится около 600 тысяч ветеранов. К 1955 году «Солдатский Билль о правах» использовали свыше двух миллионов человек, захотевших получить высшее образование (и их количество продолжало расти). Многие из этих ветеранов были из бедных семей. Тридцать процентов из них в момент обращения за финансовой помощью были женаты; у десяти процентов были дети. Во время учёбы очень многим из них приходилось подрабатывать. Это было трудно, но ветераны считали, что диплом колледжа (который они не могли бы получить без этой финансовой поддержки) улучшит их шансы на получение хорошей работы в ситуации послевоенной экономики. Некоторые пошли в гуманитарные колледжи; другие получали техническое или специальное образование. Они достигли в этих учебных заведениях таких необычайных успехов, что это побудило специалистов по высшему образованию к серьёзному переосмыслению его целей и задач. Всего за несколько лет ветераны изменили представление о том, кто же должен учиться в колледже.

В послевоенной Америке своё место в студенческих городках стремились обрести и другие группы населения. В высших учебных заведениях начал увеличиваться приток женщин. Негритянское и латиноамериканское меньшинства потребовали положить конец сегрегации в начальной и средней школе и таким образом получить равные возможности для продолжения образования в колледже. (В Соединённых Штатах «меньшинство» имеет два значения, часто взаимосвязанных:

меньшинство - это любая этническая или национальная группа, составляющая небольшой процент населения страны;
этот термин относится также к группам, имеющим небольшое политическое влияние или вовсе никакого политического веса.)
К концу 1960-х годов в колледжах были разработаны специальные планы и программы с целью уравновесить возможности получения образования для всех групп населения и на всех уровнях. Некоторые из них получили название «программ позитивных действий». Их целью было компенсировать неравенство, имевшее место в прошлом, предоставив особые льготы членам меньшинств, как в поисках работы, так и при поступлении в колледж. Например, некоторые колледжи организовали специальные программы, помогающие учащимся из меньшинств подготовиться к поступлению в колледж ещё во время их пребывания в средней школе.

К 1970-м годам правительство Соединённых Штатов твёрдо стояло на этих позициях. Оно потребовало, чтобы колледжи и университеты, получающие средства общественных фондов, в том или ином виде осуществляли позитивные действия. Но когда в колледжах стали устанавливать твёрдые квоты (строгое количество мест) для абитуриентов из меньшинств, американцы (включая меньшинства) начали протестовать. Они считали, что это будет еще одной формой дискриминации.

Как и во многих других ситуациях, имеющих место в общественной жизни Америки (хотя и не всегда), конфликт был улажен путем компромиссов и постепенных изменений. Колледжи продолжали придерживаться принципа позитивных действий, но выбирали для этого менее спорные пути. Так, например, в одном из крупных университетов была провозглашена новая политика: туда стали подбирать таких студентов, которые могли обогатить студенческий коллектив разнообразными талантами. Все абитуриенты, включая абитуриентов из меньшинств, оценивались не только по результатам учёбы в школе и вступительных тестов, но также с учетом их способностей, общественной деятельности и «жизненного опыта».

Каковы были результаты подобных действий? К началу 1980-х годов в системе высшего образования обучалось почти столько же женщин, сколько и мужчин. Но только каждый шестой студент принадлежал к группе меньшинств. Таким образом, меньшинства, которые в настоящий момент составляют 20 процентов населения США, ещё не полностью реализовали те цели, к которым они стремятся в области высшего образования. Тем не менее, демократическая революция высшего образования в США достигла необычайных успехов.

Будущее высшего образования
Могут ли американские колледжи и университеты остановиться на достигнутом? Ежегодно в высших учебных заведениях Америки обучается около 12 миллионов человек. Эти студенты принадлежат к обществу, которое верит в тесную связь между образованием и демократией. В их распоряжении громадные библиотеки (только в библиотеке Гарвардского университета насчитывается более 10 миллионов томов); им доступны новейшие научно-технические достижения; они учатся у преподавателей, имеющих традиции научных открытий. (Например, первая в мире электронно-вычислительная машина была создана в Университете Пенсильвании.) Студенты могут свободно реализовать свои интересы, развивать свои способности и приобретать профессиональный уровень. Тем не менее, многих американцев не удовлетворяет состояние высшего образования в их стране. Критике подвергаются следующие моменты:

Каждый восьмой из высокоталантливых выпускников средней школы не продолжает учёбу в колледже. (Неужели, несмотря на специальные дотации, стоимость образования является слишком высокой?)
Только половина студентов, которые поступают в колледж, чтобы получить степень бакалавра, достигает своей цели. (Не слишком ли трудна учебная программа? Или, может быть, она не является достаточно стимулирующей?)
Начиная с 1964 года, стандартные тесты свидетельствуют о том, что у выпускников американских колледжей наблюдается неуклонный спад речевых навыков. (Означает ли это, что в колледжах не предъявляется достаточной требовательности к выполнению студентами своих обязанностей?)
Пожалуй, больше всего недовольства вызывает учебная программа колледжей в целом и, в частности, большое разнообразие предметов по выбору. В середине 1980-х годов Ассоциация американских колледжей подготовила доклад, в котором призывала к тому, чтобы во всех колледжах студентам давали какой-то единый объём знаний. Как указывалось в докладе, этот единый объём знаний, помимо требований общей грамотности, должен включать естественные науки и изучение культурных различий. Аналогичный доклад под названием «Вовлеченность в процесс образования» был подготовлен Национальным институтом просвещения. В этом докладе отмечалось, что учебная программа колледжей стала «чрезмерно ориентированной на профессионализацию». В докладе выражалось опасение, что образование, даваемое колледжами, перестаёт развивать в студентах «сознание причастности к общим ценностям и знаниям», которое издавна объединяет американцев в единое целое. Серьёзное обвинение. Справедливо ли оно?

В данный момент до некоторой степени, возможно, и справедливое. Действительно, некоторые студенты получают диплом, не прослушав курса по истории Западной цивилизации - не говоря уже о культурах других частей света. Другие заканчивают колледж, не изучая естественные или политические науки. Многие колледжи уже стараются исправить ситуацию, определяя основную учебную программу, обязательную для всех студентов.

Такие проблемы свидетельствуют о том, что высшее образование в Америке продолжает изменяться, как оно менялось на протяжении всей её истории. Как и в прошлом, эти перемены могут принять неожиданный оборот. Вспомним: пуритане открывали колледжи, чтобы готовить священнослужителей. Но их выпускники проявили себя как лидеры первой конституционной демократии в мире. Колледжи, которые были построены на специально отведённых землях, были предназначены для того, чтобы обучать основам сельского хозяйства и промышленности строителей американского Запада. Сегодня многие из этих колледжей являются ведущими научно-исследовательскими центрами мира. Американские университеты были основаны с целью служить небольшому кругу элиты. В XX веке ветераны, женщины и представители меньшинств потребовали для себя права обучаться в этих университетах. Результаты этих перемен ещё впереди.

Американцы всегда активно стремились к тому, чтобы «система работала». У них есть особенно серьёзные основания ожидать результативных сдвигов в области образования. Сегодня перед народом Соединенных Штатов стоят важнейшие вопросы: «Какова истинная роль Америки как старейшего государства мира с конституционной демократической системой, как страны с самой развитой в мире экономикой, как первой ядерной державы?»

Американцы дорожат своим правом высказываться по подобным вопросам (те претенденты на общественно-политические посты, которые игнорируют эти высказывания, серьёзно рискуют своей политической карьерой). Но народ Соединённых Штатов также отдает себе отчет в том, насколько сложны эти проблемы. Чтобы участвовать в решении новых проблем, чтобы сохранять свои ценности и не оказываться при этом догматиками, американцы в большинстве случаев стремятся получить как можно больше информации. А самым главным источником информации являются колледжи и университеты. И каких бы улучшений они не требовали, гарантией этих улучшений является характерная для американцев жажда знаний. И, может быть, следующей переменой в американском образовании будет появление у людей стремления продолжать образование в колледже на протяжении всей жизни.

Read more: http://www.langust.ru/review/high_usa.s … z5eOpNjGHV
Langust Agency
Follow us: mlyalin on Facebook

0


Вы здесь » Дневники монстролога » БИБЛИОТЕКА » Разные темы


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно